вторник, 15 марта 2016 г.

МИНФИН РЕШИЛ «ВОСКРЕСИТЬ» ИДЕЮ СОЗДАНИЯ В УКРАИНЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА

Святослав Бартош
юрист ILF

Уполномоченный экономический оператор (УЭО) — это предприятие, которое соответствует определенным требованиям и имеет право пользоваться специальными упрощениями таможенных процедур. В средине февраля Минфин решил "воскресить" идею создания в Украине института уполномоченного экономического оператора.



Немного об истории развития событий

На самом деле статус УЭО это не новшество, а устоявшаяся мировая практика. В Украине нормы, которые регулируют порядок получения такого статуса, закреплены еще с 2012 году в новом Таможенном кодексе Украины. Но этот институт так и не заработал. Не в последнюю очередь из-за того что ни Миндоходов, ни Минфин, ни ГФС в свое время не приняли соответствующие подзаконные нормативные акты, которые бы запустили процедуру выдачи сертификатов УЭО. 

Но, как известно, с 1 января начало действовать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, и среди прочего Украина обязалась гармонизировать свое таможенное законодательство с европейским. Ответственным за это является именно Минфин. 

Поэтому под руководством Министерства финансов Украины была создана рабочая группа, которая в средине февраля представила проект Закона Украины "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно уполномоченного экономического оператора и упрощения таможенных формальностей)". Поскольку презентация Минфина была приурочена исключительно преимуществам статуса УЭО никто не обратил внимание на ту часть законопроекта, которая касается всех субъектов ВЭД. Но обо всем по порядку. 

В ЧЕМ УПРОЩЕНИЕ?

Законопроект Минфина также предполагает внесения ряда изменений в положения Таможенного кодекса Украины. Большинство из таких изменений направлено на усовершенствование и упрощение существующих таможенных процедур. 

Отмечу некоторые из них: 

1.
Отмена обязательной подачи оригиналов документов, подтверждающих страну происхождения. 

Сейчас существует довольно странная практика. С одной стороны, почти все таможенные декларации и документы к ним подаются в электронном виде. С другой, для подтвердждения страны происхождения преференциального товара, декларант должен отвести на таможню оригинал сертификата происхождения или декларации инвойс (ч.2 ст.43 ТК Украины). Такая практика не совсем законная. В ее существовании виноваты как таможенный органы, так и таможенные брокеры. Если четко следовать положениям Таможенного кодекса Украины (ч.2 ст.264 ТК Украины), то для таможенного оформления достаточно подать только электронную таможенную декларацию и електронную копию инвойса (в некоторых случаях еще и декларацию таможенной стоимости). Все остальные документы (копии или, в предусмотренных Законом случаях, оригиналы) предоставляются только по требованию таможни. Но это положение не выполняется и большинство подает электронную декларацию сразу вместе с копиями всех документов и везут оригинал документа о происхождении непосредственно в таможню. 

Законопроект Минфина предлагает немножко упростить эту практику и декларировать страну происхождения только путем указания в декларации сведений о стране происхождения и о документе, подтверждающим происхождение товара. 

2.
Изменения в таможенном режиме переработки. 

Кабмин наделяется правом устанавливать граничные строки переработки отдельных товаров (более 365 дней). Дополняется перечень обстоятельств, которые не могут быть основанием для отказа в предоставлении разрешения на переработку. Предусматривается возможность остановки срока переработки в связи с арестом, изъятием товаров и другими обстоятельствами. 

3.
Внутренний транзит может быть оформлен не только в пункте пропуска, но и в таможне назначения. 

4.
Если автоматизированной системой таможенного оформления не определена необходимость участия должностных лиц таможни в выполнении таможенной формальности, такая формальность выполняется системой автоматически, в том числе возможно автоматическое оформление декларации от начала и до конца. 

5.
Получение таможенной декларации, ее регистрация и распределение осуществляется автоматизированной системою таможенного оформления. 

Сейчас существует проблема в том, что принятие и регистрация таможенной декларации осуществляется должностными лицами таможни. Именно с момента регистрации таможенной декларации начинается 4-часовой срок ее оформления. Поэтому должностные лица таможни на практике злоупотребляют этим и начинают работать с документами декларанта еще до внесения декларации в базу. 

6.
Вводиться обязанность перевозчика подавать короткую ввозную декларацию еще до ввоза товара на территорию Украины. 

Несмотря на то что, это дополнительный документ, я отношу это к упрощениям. Основным его назначениям является информирование таможенных органов в пунктах пропуска о прибытии того или иного товара. Еще до прибытия товара в пункт пропуска таможня должна подготовится: провести анализ рисков, привлечь необходимых специалистов и т.п. Это является устоявшейся европейской практикой и призвано ускорить пропуск товара через границу. 

ОГРОМНАЯ ЛОЖКА ДЕГТЯ. О ЧЕМ МОЛЧАТ?

Несмотря на все преимущества законопроекта Минфина, в нем кроются неприятные сюрпризы, о которых умалчивают. 

1.
В случае принятия законопроекта оформлять товар без предъявления таможне (предварительная декларация типа ЕА) смогут только предприятия со статусом УЭО. 

Таким образом, добросовестные предприятия, особенно представители малого и среднего бизнеса, которые по объективным причинам не смогут получить статус УЭО, утратят возможность упрощенного таможенного оформления. К слову, в 2015 году декларации типа ЕА составили 9,2% от всех импортных деклараций. 

2.
Возможность освобождения от предоставления финансовой гарантии, когда сумма платежей не превышает 1 000 евро, не будет распространятся на случаи корректировки таможенной стоимости. 

3.
Предусматривается еще одна форма таможенного контроля — пост-таможенный контроль. Это по своей сути мини-документальная проверка, которая может быть проведена как во время таможенного оформления, так и в течении 30 дней после выпуска товаров. Предмет — документы, которые не подавались при таможенном оформлении. 

КАК ПОЛУЧИТЬ СТАТУС УЭО?

Статус УЭО предоставляется ГФС Украины путем выдачи предприятию сертификата на упрощение таможенных процедур или сертификата относительно надежности и безопасности. Предприятие может получить и два сертификата одновременно. 

В чем ключевые отличия? 

Сертификат на упрощение таможенных процедур: 

• Упрощенное декларирование 
• 
Самостоятельное наложение пломб 
• 
Применение общей гарантии или освобождение от гарантии 
• 
Уполномоченный грузоотправитель/ грузополучатель 
• 
Выпуск товаров за местонахождением 

Сертификат относительно надежности и безопасности: 

•  
Подача короткой ввозной декларации с уменьшенным перечнем сведений 
• 
Возможность получить разрешение на открытие грузового таможенного комплекса 
•   
Получение информации о проведении таможенного осмотра еще до момента перемещения товаров через таможенную границу Украины. Проведение такого осмотра в определенном месте. 

Процедура выдачи сертификата УЭО выглядит так: 

1.
Подача документов в ГФС (заявление, анкета самооценки, согласие на проведение проверки); 
2.
Предварительное рассмотрение документов (30 дней с дня их регистрации); 
3.
Оценка соответствия (120 дней с дня регистрации документов). К оценке привлекаются таможни на местах; 
4.
Выдача сертификата/отказ в выдаче (10 рабочих дней с дня завершения оценки). 

ЧТО ДЕЛАТЬ БИЗНЕСУ?

Пока ждать и внимательно смотреть на конечную редакцию закона, который будет принят Верховной Радой (если будет принят). Законопроект предусматривает вступление в силу через 90 дней с момента опубликования. Как сообщили участники рабочей группы во время очередного обсуждения (10 марта), сейчас законопроект уже на стадии согласования внутри Кабмина и они рассчитывают на его принятие параментом в первом полугодии 2016. 

Большинство положений этого законопроекта являются частью программы гармонизации украинского законодательства с европейским и в ближайшем будущем они будут приняты в том или ином виде. 

Поскольку требования к УЭО довольно жесткие, но и упрощения вполне существенные, то субъектам ВЭД стоит взвесить все "за" и "против" получения такого статуса и готовить предприятие к новым условиям работы. 


Опубликовано на портале Обозреватель.


Комментариев нет:

Отправить комментарий