Святослав Бартош,
юрист ILF
|
Уполномоченный
экономический оператор (УЭО) — это
предприятие, которое соответствует
определенным требованиям и имеет право
пользоваться специальными упрощениями
таможенных процедур. В средине февраля
Минфин решил "воскресить" идею
создания в Украине института уполномоченного
экономического оператора.
Немного
об истории развития событий
На самом деле статус УЭО это не новшество, а устоявшаяся мировая практика. В Украине нормы, которые регулируют порядок получения такого статуса, закреплены еще с 2012 году в новом Таможенном кодексе Украины. Но этот институт так и не заработал. Не в последнюю очередь из-за того что ни Миндоходов, ни Минфин, ни ГФС в свое время не приняли соответствующие подзаконные нормативные акты, которые бы запустили процедуру выдачи сертификатов УЭО.
Но, как известно, с 1 января начало действовать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, и среди прочего Украина обязалась гармонизировать свое таможенное законодательство с европейским. Ответственным за это является именно Минфин.
На самом деле статус УЭО это не новшество, а устоявшаяся мировая практика. В Украине нормы, которые регулируют порядок получения такого статуса, закреплены еще с 2012 году в новом Таможенном кодексе Украины. Но этот институт так и не заработал. Не в последнюю очередь из-за того что ни Миндоходов, ни Минфин, ни ГФС в свое время не приняли соответствующие подзаконные нормативные акты, которые бы запустили процедуру выдачи сертификатов УЭО.
Но, как известно, с 1 января начало действовать Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, и среди прочего Украина обязалась гармонизировать свое таможенное законодательство с европейским. Ответственным за это является именно Минфин.
Поэтому под руководством Министерства финансов Украины была создана рабочая группа, которая в средине февраля представила проект Закона Украины "О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно уполномоченного экономического оператора и упрощения таможенных формальностей)". Поскольку презентация Минфина была приурочена исключительно преимуществам статуса УЭО никто не обратил внимание на ту часть законопроекта, которая касается всех субъектов ВЭД. Но обо всем по порядку.
В ЧЕМ УПРОЩЕНИЕ?
Законопроект Минфина также предполагает внесения ряда изменений в положения Таможенного кодекса Украины. Большинство из таких изменений направлено на усовершенствование и упрощение существующих таможенных процедур.
Отмечу некоторые из них:
1. Отмена обязательной подачи оригиналов документов, подтверждающих страну происхождения.
Сейчас существует довольно странная практика. С одной стороны, почти все таможенные декларации и документы к ним подаются в электронном виде. С другой, для подтвердждения страны происхождения преференциального товара, декларант должен отвести на таможню оригинал сертификата происхождения или декларации инвойс (ч.2 ст.43 ТК Украины). Такая практика не совсем законная. В ее существовании виноваты как таможенный органы, так и таможенные брокеры. Если четко следовать положениям Таможенного кодекса Украины (ч.2 ст.264 ТК Украины), то для таможенного оформления достаточно подать только электронную таможенную декларацию и електронную копию инвойса (в некоторых случаях еще и декларацию таможенной стоимости). Все остальные документы (копии или, в предусмотренных Законом случаях, оригиналы) предоставляются только по требованию таможни. Но это положение не выполняется и большинство подает электронную декларацию сразу вместе с копиями всех документов и везут оригинал документа о происхождении непосредственно в таможню.
Законопроект Минфина предлагает немножко упростить эту практику и декларировать страну происхождения только путем указания в декларации сведений о стране происхождения и о документе, подтверждающим происхождение товара.
2. Изменения в таможенном режиме переработки.
Кабмин наделяется правом устанавливать граничные строки переработки отдельных товаров (более 365 дней). Дополняется перечень обстоятельств, которые не могут быть основанием для отказа в предоставлении разрешения на переработку. Предусматривается возможность остановки срока переработки в связи с арестом, изъятием товаров и другими обстоятельствами.
3. Внутренний транзит может быть оформлен не только в пункте пропуска, но и в таможне назначения.
4. Если автоматизированной системой таможенного оформления не определена необходимость участия должностных лиц таможни в выполнении таможенной формальности, такая формальность выполняется системой автоматически, в том числе возможно автоматическое оформление декларации от начала и до конца.
5. Получение таможенной декларации, ее регистрация и распределение осуществляется автоматизированной системою таможенного оформления.
Сейчас существует проблема в том, что принятие и регистрация таможенной декларации осуществляется должностными лицами таможни. Именно с момента регистрации таможенной декларации начинается 4-часовой срок ее оформления. Поэтому должностные лица таможни на практике злоупотребляют этим и начинают работать с документами декларанта еще до внесения декларации в базу.
6. Вводиться обязанность перевозчика подавать короткую ввозную декларацию еще до ввоза товара на территорию Украины.
Несмотря на то что, это дополнительный документ, я отношу это к упрощениям. Основным его назначениям является информирование таможенных органов в пунктах пропуска о прибытии того или иного товара. Еще до прибытия товара в пункт пропуска таможня должна подготовится: провести анализ рисков, привлечь необходимых специалистов и т.п. Это является устоявшейся европейской практикой и призвано ускорить пропуск товара через границу.
ОГРОМНАЯ ЛОЖКА ДЕГТЯ. О ЧЕМ МОЛЧАТ?
Несмотря на все преимущества законопроекта Минфина, в нем кроются неприятные сюрпризы, о которых умалчивают.
1. В случае принятия законопроекта оформлять товар без предъявления таможне (предварительная декларация типа ЕА) смогут только предприятия со статусом УЭО.
Таким образом, добросовестные предприятия, особенно представители малого и среднего бизнеса, которые по объективным причинам не смогут получить статус УЭО, утратят возможность упрощенного таможенного оформления. К слову, в 2015 году декларации типа ЕА составили 9,2% от всех импортных деклараций.
2. Возможность освобождения от предоставления финансовой гарантии, когда сумма платежей не превышает 1 000 евро, не будет распространятся на случаи корректировки таможенной стоимости.
3. Предусматривается еще одна форма таможенного контроля — пост-таможенный контроль. Это по своей сути мини-документальная проверка, которая может быть проведена как во время таможенного оформления, так и в течении 30 дней после выпуска товаров. Предмет — документы, которые не подавались при таможенном оформлении.
КАК ПОЛУЧИТЬ СТАТУС УЭО?
Статус УЭО предоставляется ГФС Украины путем выдачи предприятию сертификата на упрощение таможенных процедур или сертификата относительно надежности и безопасности. Предприятие может получить и два сертификата одновременно.
В чем ключевые отличия?
Сертификат на упрощение таможенных процедур:
• Упрощенное декларирование
• Самостоятельное наложение пломб
• Применение общей гарантии или освобождение от гарантии
• Уполномоченный грузоотправитель/ грузополучатель
• Выпуск товаров за местонахождением
Сертификат относительно надежности и безопасности:
• Подача короткой ввозной декларации с уменьшенным перечнем сведений
• Возможность получить разрешение на открытие грузового таможенного комплекса
• Получение информации о проведении таможенного осмотра еще до момента перемещения товаров через таможенную границу Украины. Проведение такого осмотра в определенном месте.
Процедура выдачи сертификата УЭО выглядит так:
1. Подача документов в ГФС (заявление, анкета самооценки, согласие на проведение проверки);
2. Предварительное рассмотрение документов (30 дней с дня их регистрации);
3. Оценка соответствия (120 дней с дня регистрации документов). К оценке привлекаются таможни на местах;
4. Выдача сертификата/отказ в выдаче (10 рабочих дней с дня завершения оценки).
ЧТО ДЕЛАТЬ БИЗНЕСУ?
Пока ждать и внимательно смотреть на конечную редакцию закона, который будет принят Верховной Радой (если будет принят). Законопроект предусматривает вступление в силу через 90 дней с момента опубликования. Как сообщили участники рабочей группы во время очередного обсуждения (10 марта), сейчас законопроект уже на стадии согласования внутри Кабмина и они рассчитывают на его принятие параментом в первом полугодии 2016.
Большинство положений этого законопроекта являются частью программы гармонизации украинского законодательства с европейским и в ближайшем будущем они будут приняты в том или ином виде.
Поскольку требования к УЭО довольно жесткие, но и упрощения вполне существенные, то субъектам ВЭД стоит взвесить все "за" и "против" получения такого статуса и готовить предприятие к новым условиям работы.
Опубликовано на портале Обозреватель.
Комментариев нет:
Отправить комментарий