четверг, 14 января 2016 г.

О ДЕРИВАТИВАХ И РЕФОРМЕ РЫНКОВ КАПИТАЛА В УКРАИНЕ

Артем Наумов,ассоциированный партнер ILF
Сейчас на рассмотрении парламента находятся сразу четыре законопроекта (№№ 3498, 3499, 3500, 3516), посвященных регулированию деривативов. И это важный вопрос как для развития фондового рынка Украины, так и для реального сектора экономики, особенно для агробизнеса. Один из ключевых рисков аграрного бизнеса – цена. Недостаточно  вырастить продукцию, важно её выгодно продать. Мировые рынки аграрной продукции часто «балуют» перепадами цен и хороший урожай в Бразилии или Аргентине может привести к падению цены на продукцию на мировых рынках. И, как следствие, к падению цен в Украине. Деривативы это не исправят, но позволяют от этого риска застраховаться.

Как это работает?  
Деривативы – это производные финансовые инструменты. Почему производные? Потому что дериватив дает не право на товар, а право на покупку/продажу товара. С правовой точки зрения это и договор, и ценная бумага.
Например, есть шариковая ручка ценой в один доллар. Я не хочу её покупать прямо сейчас, но хочу знать, что через два месяца, когда закончится моя нынешняя ручка, я смогу купить себе новую именно по цене один доллар.  Для этого я у продавца ручки покупаю опцион за пять центов, по которому получаю право в течение двух месяцев купить у него ручку ровно за один доллар. И он будет обязан мне её продать, даже если цена на ручки на рынке будет уже не один, а пять долларов.
А кто-то, наоборот, хочет иметь возможность гарантированно продать свою продукцию по цене не ниже той, которая сейчас есть  на рынке. И он готов заплатить за эту гарантию условные пять центов. Это как раз описывает сценарий использования опционов на аграрную продукцию.
Выгода от использования деривативов  – это гарантированная продажа продукции по установленной цене, даже в случае резкого падения цен на мировых рынках. И как следствие – возможность планировать свою деятельность и расходы с учетом гарантированного дохода.
Какая проблема сейчас?
Проблемы с деривативами всего две.
Во-первых, нет украинского рынка деривативов, что э обусловлено отсутствием реально функционирующего фондового рынка в стране в целом. 
Во-вторых, доступ на зарубежные рынки деривативов для украинского бизнеса практически закрыт, так как дериватив – это ценная бумага и для его приобретения сегодня необходимо получать лицензию НБУ на инвестирование за рубеж (Постановление НБУ № 122 от 16.03.1999). А сделать это практически невозможно, ведь цена на деривативы обычно определяется исходя из цен на бирже в день сделки. Но желающий инвестировать за рубеж при обращении в НБУ должен (в числе прочего) указать точную сумму инвестиции задолго до дня сделки (например, за месяц).
Что предлагает законодатель?
Фундаментальное реформирование законодательства о ценных бумагах. Вносятся изменения в десятки нормативно-правовых актов. Детально выписаны вопросы регулирования оборота деривативов, вместо понятий «биржа» и «фондовый рынок» вводятся «рынки капитала» и «регулируемые рынки», вводятся понятия «клиринг» и «неттинг», предусматривается создание клиринговых учреждений, детально выписаны вопросы обременений в сфере оборота деривативов, вводится регулирование эскроу-счетов. Всё это даст инструменты, обеспечивающие функционирование украинского рынка деривативов.
Это качественное изменение законодательства и на выходе мы можем получить современный закон, который детально описывает и регулирует актуальные финансовые инструменты. Но, справедливости ради, стоит отметить, что украинский рынок деривативов не работает не вследствие правовых недоработок, а из-за того, что в Украине в принципе нет общепринятого  работающего рынка капитала. Здесь роль играют и экономические, и организационные факторы. И модернизация правового регулирования, к сожалению, этот рынок не создаст.
Вопросы приобретения резидентами Украины деривативов за рубежом законопроекты не затрагивают. Лицензирование инвестирования за рубеж – это вопрос постановления НБУ, а не закона, но, с другой стороны, в переходных положениях законодатель мог бы установить последующее внесение НБУ изменений и в эти нормативно-правовые акты.
После принятия законов в текущей редакции зарубежные рынки финансовых инструментов доступнее для украинского бизнеса не станут.
Итого

Мы можем получить эффективное европейское правовое регулирование рынка деривативов в Украине, которое  послужит нам в перспективе, когда заработают отечественные рынки капитала. А пока для управления ценовыми рисками украинский бизнес, в том числе аграрии, по-прежнему будут интересоваться деривативами зарубежных рынков и задумываться о внедрении в структуру бизнеса зарубежных компаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий