вторник, 14 июня 2016 г.

ЭНЕРГОСЕРВИС – К ВАШИМ УСЛУГАМ

Иван Бондарчук,
юрист ILF
12 мая на форуме, организованном Госэнергоэффективности прозвучал интересный тезис.
  
«В бухгалтерском учете энергосервис должен отображаться как товары или работы. А платежи за энергосервис – как платеж в рассрочку».

Это значит, что многие потенциальные заказчики пока не понимают специфики этого механизма и его отличия от обычной поставки оборудования и проведения энергоэффективных работ по договору подряда с оплатой за счет заказчика.

Такое непонимание можно объяснить тем, что, как и в подрядном договоре, в рамках энергосервисного контракта стороны согласовывают конкретный перечень работ и оборудования, использование которых даст гарантированную экономию ресурсов. Кроме того, по итогам энергосервисного проекта, право собственности на такое оборудование перейдет к Заказчику.

Отождествление энергосервиса с классическим подрядом противоречит положениям закона и сути энергосервиса как правового механизма. Такой подход создает риски отмены процедуры закупки, а также претензии контролирующих органов к заказчику энергосервиса.

Так что же такое пресловутый энергосервис: товар, работа или услуга? В этом вопросе мы решили разобраться с моим руководителем: партнером ЮФ ILF, Сергеем Сильченко.

В первую очередь нужно поискать ответ в законе №327-VIII:

Государственные закупки энергосервиса осуществляются по процедурам государственных закупок в порядке, установленном для закупки услуг.[ Ст.1 Закона № 327-VIII от 09.04.2015.] Таким образом, по мнению законодателя энергосервис – это услуга.

Давайте разберемся, в чем состоит ее суть.

Итак, согласно закону, энергосервис – это комплекс технических и организационных энергосберегающих и других мероприятий, направленных на сокращение потребления и/или расходов на оплату топливно-энергетических ресурсов по сравнению с потреблением (расходами) при отсутствии таких мероприятий.[ Ст.1 Закона № 327-VIII от 09.04.2015;] 

Ключевыми здесь являются слова: «комплекс мероприятий, направленных на сокращение потребления». 

Это значит, что главная цель исполнителя по энергосервисному договору  – обеспечить экономию, а не отремонтировать крышу, поменять окна, заменить котел. При этом закон не ограничивает его в выборе технического решения, которое он может использовать для достижения цели. Есть экономия – есть оплата стоимости услуг, нет экономии – появляется обязанность компенсировать упущенную выгоду заказчика.

Таким образом, в ходе реализации энергосервисного проекта исполнитель достигает для заказчика некий объем экономии его расходов на энергоносители, вкладывая инвестиции и неся риски реального достижения этой экономии. В свою очередь Заказчик оплачивает не результат выполненных работ, не полученный товар, а реально полученную услугу в виде сокращения затрат на энергоресурсы и коммунальные услуги.

Это позволяет утверждать, что по своей природе энергосервис – это гораздо больше услуга, чем работа или товар.

Правильное понимание сути энергосервиса даст заказчику правильные ответы на важные практические вопросы, которые могут возникать при реализации проекта. 

1.Закупка энергосервиса проводится по правилам закупки услуг.

Это касается минимальной стоимости услуг при проведении конкурсных торгов и правильного определения предмета закупки. Следует также помнить, что закон № 327-VIII содержит дополнительные требования к оформлению документации конкурсных торгов для закупки энергосервиса.

Ошибка в определении предмета закупки может повлечь за собой ее отмену и признание энергосервисного договора недействительным.

2.Цена энергосервиса будет всегда больше, чем цена поставленного оборудования и выполненных работ исполнителем энергосервиса.

Помимо стоимости оборудования и выполненных работ цена энергосервиса включает стоимость рисков энергосервисной компании, цену привлеченных кредитных ресурсов, обесценивания денег в течение срока действия договора, а также  маржу  исполнителя. Эта маржа, по сути, является вознаграждением ЭСКО за успех проекта: за правильные расчеты и решения, которые обеспечили достижение гарантированной экономии. 

Иными словами, стоимость работ, оборудования и финансовых рисков – это только себестоимость энергосервиса как услуги: то есть затраты, которые исполнитель несет в ходе проекта. В свою очередь оплата результата в виде экономии является вознаграждением ЭСКО за ее продукт.

Если же упрощать суть энергосервиса до поставки оборудования, вырисовывается очень странная картина, когда его стоимость по цене договора энергосервиса будет существенно превышать реальную рыночную цену его покупки. На бумаге это будет выглядеть как неэффективное использование бюджетных средств со всеми вытекающими последствиями.

3.Оплата по энергосервисному договору не является оплатой товара в рассрочку, а является «гонораром успеха» исполнителя за достижение экономии средств заказчика.

Любое иное понимание сущности данного вознаграждения приведет к тому, что бюджетное учреждение (заказчик) будет вынуждено платить за энергосервис вне зависимости от достигнутой экономии. 

Опубликовано на личном блоге Liga.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий