Елена Хитрова, Ассоциированный партнер ILF |
25 мая 2015 в Верховной раде был зарегистрирован законопроект № 2956 «О внесении изменений в Закон Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» [1]. Проект предусматривает ограничение действия моратория и предоставление НАК «Нафтогаз» права принудительно реализовывать имущество предприятий-должников, доля государства в которых не менее 25 процентов. Благодаря этому законопроекту Кабмин планирует стабилизировать финансовое положение НАК «Нафтогаз». Но будет ли результат? И как повлияет снятие такого моратория на самих должников?
Сегодня в Украине действует ряд законодательных актов, которые защищают объекты и предприятия топливно-энергетического комплекса. Введение таких мер обуславливалось необходимостью гарантий, что население, а также важные промышленные и социальные объекты не останутся без тепла и света. Вдобавок к этому, мода на «присвоение» и покупку государственного имущества за гроши тоже внесла свои коррективы в законодательство. По этой причине законодатель ввел мораторий на принудительную реализацию имущества предприятий, доля государства в которых не менее 25 процентов. Поэтому таким иммунитетом сейчас пользуются основные должники НАК «Нафтогаз» - ТЭЦ.
Газовый вопрос и платежеспособность НАК «Нафтогаз» актуальны для страны и влияют на финансовую стабильность государства. Поэтому введение ограничений на существующий мораторий в отношении предприятий, доля государства в которых не менее 25 процентов, и предоставление права НАК «Нафтогаз» применять меры по принудительному погашению долгов, можно считать позитивным. Но действенность этого механизма вызывает сомнения. Накопившиеся долги вряд ли удастся погасить деньгами со счетов должников. Поэтому следующим шагом должна быть принудительная реализация имущества. Соответственно, либо ТЕЦ как целостные имущественные комплексы могут пойти с молотка, либо будут распроданы его части. Кого заинтересуют в период финансовой нестабильности такие объекты, и удастся ли получить достаточно средств для погашения долгов перед НАК «Нафтогаз» - большой вопрос. Но такие процедуры могут стать причиной для остановки предприятий и как следствие массовых банкротств ТЭЦ. Пока, до 1 января 2016 года, действует мораторий на банкротство таких предприятий, но до конца года осталось не так много времени. А в процедурах банкротства, кроме НАК «Нафтогаз» появятся и другие кредиторы, что уменьшит шансы поставщика газа на возврат долгов. Поэтому, результативность таких новелл для НАК «Нафтогаз», на мой взгляд, не будет высокой. Вдобавок такие законодательные изменения могут негативно отразиться на должниках и всем топливно-энергетическом секторе. Можно попробовать и позитивно посмотреть на ситуацию: массовые банкротства предприятий топливно-энергетического сектора могут способствовать очищению и восстановлению этого сектора через процедуры санации и привлечения инвесторов в рамках дел о банкротстве.
[1] http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=55342
Материал опубликован в издании: "Юридическая практика".
Материал опубликован в издании: "Юридическая практика".
Комментариев нет:
Отправить комментарий