Елена Калинина юрист ILF |
Появление в Украине электронного декларирования вызвало необычный резонанс и опасение в кругу лиц, которые первыми прошли это "испытание". Что будет дальше? Кто и как проверит достоверность сведений в этих декларациях? Какие инструменты будет использовать Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) для выявления коррупционной составляющей? Именно эти вопросы волнуют декларантов-первопроходцев.
10 февраля НАПК утвердил Порядок проведения контроля и полной проверки декларации лица, уполномоченного на исполнение функций государства или местного самоуправления (Порядок № 56).
Этот порядок предлагает несколько видов контроля э-деклараций, в частности проверку своевременной подачи, правильность и полнота заполнения, логический и арифметический контроль. Что же это будет за контроль?
Своевременность подачи декларации
Проверяется сам факт неподачи или несвоевременной подачи э-декларации на основании информации от государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц публичного права, в которых работает субъект декларирования.
Внимание! Такие учреждения обязаны не только контролировать своих сотрудников на предмет своевременного заполнения и подачи ими декларации, но и уведомлять НАПК о случаях нарушения декларантами сроков.
Логический и арифметический контроль
Это автоматическое сопоставление информации по отдельным разделам декларации для того, чтобы выявить наличие/отсутствие расхождений в таких сведениях. Например, декларант временно проживает в квартире знакомых. В декларации указывает адрес такой квартиры и адрес регистрации, которые не совпадают. При этом в декларации такой объект недвижимости не указан, информация о правах пользования квартирой также отсутствуют. В этом случае возникают расхождения между блоками декларации "Информация о субъекте декларирования, место фактического проживания", "Информация о членах семьи" и "Объекты недвижимости".
Также сопоставляются сведения декларации с данными реестров, баз данных и других информационных систем государственных органов и органов местного самоуправления, налоговых и других деклараций такого субъекта декларирования.
Такой контроль проводится автоматически с использованием специального программного обеспечения в отношении всех поданных э-деклараций, в том числе деклараций, которые подлежат обязательной полной проверке. Благодаря автоматизированному процессу НАПК может в минимальные сроки определить рейтинг риска декларации в целом и принять решение о целесообразности проведения полной проверки декларации или отдельных "рисковых" моментов.
Но пока НАПК так и не обзавелся соответствующей программой и этот вид контроля не работает.
Контроль правильности и полноты заполнения декларации
Подтвердить достоверность указанных в э-декларации данных, проверить точность оценки задекларированных активов, установить наличие конфликта интересов и признаков незаконного обогащения декларанта, возможно только по результатам проведения полной проверки декларации.
Под такую проверку в обязательном порядке попадают декларации служебных лиц с ответственным и особо ответственным положением, лиц, которые занимают должности с высоким уровнем коррупционного риска, перечень которых утвержден Решением НАПК № 2 от 17.06.2016.
НАПК может провести полную проверку и в отношении деклараций других субъектов декларирования, которые не имеют вышеупомянутого статуса. Основанием для такой проверки будет информация от физических, юридических лиц, СМИ и из других источников, которая свидетельствует о возможных недостоверных сведениях в декларациях (абз.5 ч. 1 ст. 50 ЗУ № 1700). Например, кто-то сообщит, что чиновник ездит на дорогом автомобиле, но право собственности или пользования которым не упомянул в своей декларации.
Также полной проверке подлежат декларации, в которых есть отметка "Член семьи не предоставил информацию" или по результатам мониторинга способа жизни декларанта НАПК установил несоответствие уровня его жизни доходам (имуществу), указанным в декларации.
До начала проведения полной проверки НАПК принимает соответствующее решение, в котором четко указывает основания для ее проведения (ч. 3 III раздела Порядка № 56). В день принятия такого решения НАПК с помощью программного обеспечения реестра уведомляет субъекта декларирования о проверке его декларации.
Для антикоррупционного органа установлен исчерпывающий перечень оснований и процедура проведения полной проверки деклараций. Если НАПК нарушит эти правила, декларант может обжаловать решение в суде как такое, что принято с нарушением установленного порядка.
Особого внимания заслуживают источники информации, которые НАПК будет использовать во время проведения проверки. Будет ли она допустимой для целей финансового контроля в рамках антикоррупционного законодательства. Но об этом уже в следующей статье.
Опубликовано в информационном ресурсе Обозреватель
Комментариев нет:
Отправить комментарий