среда, 7 октября 2015 г.

ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ: УСПЕЕТ ЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЗА ЦИФРОВЫМ ПРОГРЕССОМ?

Артем Наумов,
Старший юрист ILF

3 сентября 2015 года Верховная Рада Украины с очередной попытки всё же успешно проголосовала по проекту Закона «Об электронной коммерции» (законопроект 0957). Следует отметить, что электронная коммерция и заключение сделок посредством INTERNET и раньше не были вне закона. Но отсутствие корректного правового регулирования таких сделок создавало много препятствий на практике: вопросы формы договора и формы волеизъявления, определение прав и обязанностей сторон.

Законопроект, который поддержала Верховная Рада, определяет основные понятия в сфере электронной коммерции, устанавливает требования к порядку заключения и исполнения договоров. Рассмотрим по пунктам последствия их внедрения в жизнь:

        1. Электронный документооборот

Законопроект установил требования к договорам, заключенным посредством электронно-коммуникационных систем, и определил такие договоры как заключённые в письменной форме (внесение изменений в статью 639 Гражданского кодекса). На практике это должно со временем привести к массовому использованию электронного документооборота и юридическими лицами.


       2. Новые доказательства в судебных спорах

Также в законопроекте прямо указано, что доказательства в электронной форме, бумажные копии электронных сообщений, связанные с электронной сделкой, являются письменными доказательствами в суде. Эта норма в ближайшее время станет одним из самых актуальных вопросов судебной практики, так как прямо определяет и возможность использовать такие доказательства, и их статус, чего не было ранее.

        3. Формат коммуникаций с клиентом

Законопроект устанавливает, что должны включать в себя предложение о заключении договора и согласие на заключение такого договора. При этом стороны могут сами определить способ и порядок принятия предложения. Ответ может быть в виде сообщения, в виде заполнения формы, а также через осуществление определенных самими сторонами действий, подтверждающих согласие стороны на сделку.
Едва ли не наибольшая ценность законопроекта - порядок подписания документов. Речь идет не только об электронной цифровой подписи (получение которой требует материальных и особенно временных затрат). Теперь допускается одноразовый идентификатор (например, код, отправляемый посредством SMS-сообщения на номер заказчика и вводимый в систему для подтверждения заказа).
Такое регулирование позволит бизнесу создать гибкие и удобные формы коммуникации с клиентами с учетом специфики своей деятельности.

  4. Формат коммерческих предложений  

Ещё один интересный объект регулирования – оферты. Это коммерческие электронные сообщения (по сути – коммерческие предложения). Установлены требования к таким сообщениям, перечень информации, которая должна быть указана в коммерческом предложении, обязательное определение формы согласия, а также ограничения в рассылке таких предложений. Коммерческие предложения могут направляться только, если лицо дало согласие на получение таких сообщений или если такое лицо имеет возможность отказаться от получения таких сообщений в последующем.

 5. Неопределенная ответственность

Законопроект определил и степень ответственности отдельных лиц в сфере электронной коммерции. Так, поставщик услуг промежуточного характера (например, субъект который предоставляет уникальный ID в системе, IP-адрес или иное средство идентификации и не оказывает услуг) – не отвечает по обязательствам сторон, не несет ответственности за содержание информации, не возмещает ущерб. В этом может быть заложен проблемный момент с точки зрения ответственности информационных сайтов. Если рассматривать сайт (лицо, им владеющее) как поставщика услуг промежуточного характера – уникального ID для читателей сайта, то такая норма может стать основанием для освобождения от ответственности за распространение посредством сайта, например, недостоверной информации.

В целом, необходимость закона, регулирующего договорные отношения, реализуемые посредством INTERNET, назрела. И указанный законопроект хорош ещё и тем, что не предусматривает каких-либо необоснованных ограничений. Законопроект скорее отражает сложившуюся практику, а не вводит абсолютно новые правила игры. Однако многое будет зависеть еще и от гибкости законодателя в будущем. Главная угроза регулирования подобных отношений лежит не в тексте закона, а в том, что отношения в этой сфере меняются динамичнее, чем принимаются законы.

Опубликовано в Юридическая практика № 39

Комментариев нет:

Отправить комментарий